Дума хочет запретить добычу газа, нефти и леса в ТОР

Рейтинг брокеров бинарных опционов, лучших за 2020 год:
  • Бинариум
    Бинариум

    № 1 в рейтинге! Лучший брокер с самыми большими бонусами за открытие счета! Гарантия честности и надежности. Идеально для новичков!

  • ФинМакс
    ФинМакс

    Большое количество инструментов для трейдинга. Хороший выбор для опытных трейдеров!

Вице-премьер Юрий Трутнев — РБК: «Иногда я жалею, что дуэли запрещены»

За два года работы на Дальнем Востоке Трутнев пришел к ​парадоксальному выводу. С одной стороны, мало кто из российских кредиторов и бизнесменов представляет себе потенциал восточной территории. С другой — инвестиционных проектов там много: команда вице-премьера нашла уже более 200. У государства есть федеральная целевая программа и Фонд развития Дальнего Востока. Но на такое количество проектов никаких денег не хватит, поэтому Трутнев придумал территории опережающего развития (ТОР). Регион определяет площадку для привлечения бизнеса и защищает ее перед федеральным правительством. Инвесторы в ТОР получают льготы и единое окно для общения с государством. Сейчас таких ТОР утверждено три, на подходе еще шесть.

«Мы не выбираем ни бизнесы, ни регионы»

— В четверг открывается Восточный экономический форум, на котором вы обещали представить более 200 инвестиционных проектов. Сколько ожидается инвестиций?

— Я даже боюсь тех цифр, которые в этом случае надо называть. У нас только по якорным проектам ТОР и по инвестиционным проектам, которые мы поддерживаем за счет федеральной целевой программы, набегает около 470 млрд руб. Примерно такой же объем инвестиций приходится на упомянутые вами 200 проектов. Цифры большие, но, мне кажется, сейчас не надо поддаваться магии цифр, а надо все это сделать, чтобы это стало реальностью.

У нас уже готово девять ТОР. Три из них прошли утверждение на правительстве, по остальным внесены документы в правительство. Естественно, все они обеспечены финансированием. Что такое ТОР? Прежде всего — одно окно для бизнеса в общении с государством. Он в одной инстанции, в управляющей компании, должен получить и землю, и все необходимые разрешения, и налоговые преференции. Нам надо тоже этот процесс отладить. Поэтому мы сейчас, скорее всего, не будем сильно спешить с созданием следующих ТОР. В этом году их будет еще, может быть, три-пять, но не 20.

— По какому принципу будут выбираться регионы для ТОР?

— Мы не выбираем ни бизнесы, ни регионы. Готов [регион] — пожалуйста, выходи на комиссию, доказывай, и если все в полном порядке, значит, двигаемся дальше.

— У иностранцев интерес есть?

— В большей части ТОР — в шести из девяти — есть иностранные инвестиции. Чаще всего они связаны с производством строительных материалов. Инвесторы, очевидно, считают, что Дальний Восток будет строиться, я тоже так надеюсь. Поэтому говорим о производстве битума, строительных конструкций, цемента.

ТОП-3 лучших брокера БО с русским интерфейсом:
  • Бинариум
    Бинариум

    № 1 в рейтинге! Лучший брокер с самыми большими бонусами за открытие счета! Гарантия честности и надежности. Идеально для новичков!

  • ФинМакс
    ФинМакс

    Большое количество инструментов для трейдинга. Хороший выбор для опытных трейдеров!

Есть более сложные задачи, связанные с обеспечением рыночного финансирования крупных инфраструктурных проектов. Не как обычно из бюджета попросить, а все-таки создать структуру, проекты в той форме, в которой они сами могут привлечь рыночное финансирование. Это касается прежде всего коридоров «Приморье 1 и 2» [для транзита грузов из северо-восточных провинций КНР к портам Владивостока и Находки], там есть еще кольцевая дорога вокруг Владивостока. Вот этим всем в ближайшие годы нужно будет заняться.

— «Приморье 1 и 2» заявляются как продолжение Шелкового пути. Совершенно непонятно, насколько это будет выгодно Китаю, да и строить все будем мы.

— Шелковый путь — это ведь идея, а не программа, в которой написано, что дорога отсюда досюда. Несомненно, нашу приграничную инфраструктуру можно рассматривать как часть общей работы по интеграции евроазиатского пространства. Наши интересы сегодня такие: нам нужны эти коридоры, более того, мы уверены, что это востребовано и нашим китайским соседом.

— Другой проект — свободный порт Владивосток. Какая у него будет специализация?

— Развитие портового хозяйства, услуги практически по всей цепочке. В эту программу вошло 15 муниципалитетов. По всей цепочке портов, которые уже сегодня вошли в оболочку свободного порта Владивосток, интерес к этой работе есть, компании готовятся. Нам надо до конца завершить работу по созданию нормативной базы и создать управляющую компанию. И я уверен, что в этом году паровоз под названием «свободный порт Владивосток» поедет.

— Кто уже готов стать резидентом?

— Практически все компании, связанные с портовыми услугами.

— Только российские?

— Пока российские. Надо честно сказать, что у нас большая часть предпринимателей не очень хорошо понимают, что на Дальнем Востоке происходит. Я со многими встречаюсь, и фактически никто не отличает механизм поддержки инвестиционных проектов от ТОР. Это, наверное, и наша вина, видимо, ​мы работаем быстрее, чем объясняем.

Как финансируют Дальний Восток

Территории опережающего развития

В марте 2020 года Минвостокразвития выдвинуло предложение по налоговым льготам для так называемых территорий опережающего развития (ТОР). В декабре 2020 года Госдума закрепила статус таких территорий отдельным законом.

ТОР — это часть территории региона, на которой действуют льготы для инвесторов в новые предприятия. Для резидентов ТОР предусмотрены льготы на землю, по аренде, по налогу на имущество. Кроме того, они получают льготное подключение к инфраструктуре и режим работы свободной таможенной зоны (ввоз товаров и технологий без уплаты таможенных сборов и НДС).

ФЦП развития Дальнего Востока

С 2020 для Дальнего Востока и Байкальского края действует Федеральная целевая программа развития сроком до 2025 года. Общий объем ее финансирования в 2020 году был заложен в размере 3,566 трлн руб., причем на долю федерального бюджета приходилось 536 млрд руб. Программа должна сформировать 16 территорий опережающего развития. До 2020 года на развитие этих территорий выделено в бюджете 42 млрд руб.

Фонд развития Дальнего Востока

Фонд развития Дальнего Востока был создан в 2020 году. В его капитал было передано 15,5 млрд руб. Основная задача фонда — привлекать инвестиции в новые проекты этого региона.

Крупнейшими проектами, которые фонд уже одобрил, стали строительство железнодорожного мостового перехода Нижнеленинское — Тунцзян в Еврейской автономной области, развитие золотодобычи в Камчатском крае, проект по утилизации мусора. Общая сумма финансирования этих трех проектов из средств фонда — 4,8 млрд руб., частные инвесторы вложат в них 23 млрд руб.

Всего на рассмотрении фонда 10 проектов на общую сумму 18 млрд руб. (финансирование из средств фонда).

«У нас проблема не только с космодромом, но и с гостиницами и океанариумом»

— Недавно помощник президента Андрей Белоусов сказал, что пора бы уже деньги бюджета экономить. Ведется какая-то работа на вашем уровне по поиску альтернативы государственному финансированию?

— Использование бюджетных денег должно проводиться в минимально возможных размерах. Мы начали работу по развитию Дальнего Востока с выделенной на ближайшие три года цифрой 42 млрд руб. Это немалые деньги, но если их рассмотреть в приложении к почти трети территории России, то на три года это не деньги вообще. Тем не менее они были совершенно необходимы для того, чтобы создать катализатор для идущих экономических процессов, чтобы выстроить правильные оболочки, сформировать правильные инструменты. Это механизм запуска. Но без мультипликатора, без привлечения частных инвестиций развитие совершенно невозможно. Если проект не выстроен, то стоять с протянутой рукой и просить деньги из других источников, мне кажется, у тебя просто нет права. Поэтому все, что мы строим, мы строим прежде всего в расчете на масштабное привлечение частных инвестиций.

— Фонд по развитию Дальнего Востока: возможен ли перевод его из-под контроля ВЭБа под контроль Минвостокразвития?

— Где находится Фонд по развитию Дальнего Востока — в ВЭБе или под эгидой министерства — на мой взгляд, абсолютно все равно. Мы рассматривали оба варианта, потому что нам надо было быстро запустить фонд — это вопрос имиджевый, если мы пришли и фонд все еще не работает, тогда возникает вопрос: а мы как сами работаем?

Поэтому я руководству фонда сказал: «Коллеги, у вас текущий 2020 год, форум впереди. Первое — вы обязаны на форуме выйти с проектами, уже принятыми к финансированию. Второе — до конца года вы должны направить на Дальний Восток половину капитала. Если это выполняется, мы вам жмем руку и двигаемся вместе дальше. Если это не выполняется, тогда нам надо менять руководство Фонда по развитию Дальнего Востока и принимать какие-то хирургические решения». Но думаю, что мы без этого обойдемся. Мы уже рассматривали на правительственной комиссии три проекта: золотодобыча на Камчатке, мусоропереработка на Сахалине и мост через Амур. Решение принято, сейчас должен состояться совет фонда.

— Когда будет достроен космодром Восточный и почему там так тормозится процесс?

— Нужно полностью перестроить строительную отрасль Дальнего Востока. У нас проблема не только с космодромом, но и с гостиницами и океанариумом. И вообще с большинством крупных строек, ​которые идут на Дальнем Востоке. Рынок деформирован, если не сказать разрушен. Большая заслуга в этом принадлежит предыдущему руководству Спецстроя. Почему-то большую часть работ выполняли они, конкуренция была убита, компаний нет, рынка нет. А как выполняла свои функции эта организация, это все в газетах читали.

Отрасль сейчас надо просто восстанавливать, создавать. У нас сейчас начинается очень большая работа по созданию инфраструктуры по ТОР. А строить кто будет? Для нас абсолютно недопустимо, чтобы мы начали этот процесс, и у нас получилось что-нибудь а-ля те объекты, которые я перечислил: что стройка встала, а деньги украли. Этого допустить невозможно.

Тогда возникает вопрос: а на кого положиться, а как создать конкурентный рынок строительных организаций, чтобы люди действительно работали, была конкуренция за большую эффективность, ответственность, за лучшее качество? Поэтому я говорил уже с министром строительства, это не только моя, а наша общая задача — реанимировать строительный рынок. И тогда, наверное, появятся ответы и на вопрос, связанный с космодромом Восточный, и на все остальные. Это одна из самых запущенных отраслей на Дальнем Востоке.

«Мы с руководителем «Роснефти» периодически эти вопросы обсуждаем»

— У вас есть проект Восточно-Сибирской нефтехимической компании (ВНХК, дальневосточный НПЗ «Роснефти»). «Роснефть» изначально рассчитывала на средства из Фонда национального благосостояния (ФНБ).

— Если говорить о моем частном мнении, то оно очень простое. Я считаю, что деньги из ФНБ использовать на развитие экономики страны можно, но при этом гарантии возвратности этих средств должны быть 100%. Поэтому все проекты должны быть качественно подготовлены. Но в этом случае критерием я​вляется: а можно ли в них привлечь другие деньги? То есть если проект подготовлен так, что в него можно привлечь хоть займы банков, хоть средства ФНБ, то есть о чем говорить. Если только бюджет и ФНБ, значит, он до конца не построен. Надо тщательнее и правильнее готовить проекты, привлекать деньги с рынка. При этом возможности наших соседей, стран Азиатско-Тихоокеанского региона, в этом отношении фундаментальные, денег там много. И потребности в их размещении есть: деньги — это ведь не только привилегии, вот они есть, их же еще надо размещать, чтобы они не обесценились.

— Есть проекты «Газпрома», который вместе с «Сибуром» строит Амурский ГПЗ. Правильно я понимаю, что это первый проект в ТОР такого масштаба, или есть более масштабные?

— У нас ВНХК больше, конечно, но она пока не внесена как проект.

— А из федеральной программы по Дальнему Востоку на ВНХК есть средства?

— Для нас сейчас ограничением является скорее создание системы управления, чем деньги, — это первое. Второе: у нас конкурентный процесс. Когда мы его запускали, то находились под гипнозом общих заявлений банков, которые говорили, что на Дальнем Востоке вкладывать не во что. Но когда начали работать, то прошерстили около 400 инвестпредложений и убедились в том, что проектов здесь достаточно. Поэтому мы сейчас несколько сменили позицию, мы не ходим за инвесторами и не говорим: «Дяденьки, уважаемые, что бы вам такое сделать хорошее, чтобы вы быстрее проект собрали?» Мы говорим: «Коллеги, у нас достаточное количество уважаемых людей, которые хотят, чтобы мы поддержали их инвестиционные проекты на Дальнем Востоке. Как только вы готовы — приходите, не готовы — продолжайте работать на доброе здоровье; у нас есть чем заниматься».

— Какие налоговые льготы может получить ВНХК в ТОР?

— Те же, что и любой другой проект — льготы по налогу на прибыль, имущество, землю.

— Я правильно понимаю, что это только завод, или его ресурсная база в виде месторождений нефти в сопредельных регионах тоже попадает?

— Это уже вопрос обсуждения. Нам важно, чтобы проект начал работать. Если люди придут и скажут: «Мы готовы» — тогда мы начнем обсуждать, что входит в оболочку ТОР, какая территория необходима, тогда уже есть тема для обсуждения. Но не наоборот. Мы с руководителем «Роснефти» периодически эти вопросы обсуждаем. Мы ему сразу сказали: это будет проект ТОР. Там есть свои технологические вопросы, которые необходимо компании решить до того, как принять решение о реализации проекта.

Свободный порт Владивосток

В 2020 году был принят федеральный закон «О территориях опережающего социально-экономического развития», предусматривающий создание особых территорий с облегченными условиями ведения бизнеса. Каждой зоной будет руководить специальная управляющая компания, которая должна будет создать инфраструктуру, обеспечить предоставление юридических, бухгалтерских, таможенных и иных услуг. В первые три года такие территории могут размещаться только на Дальнем Востоке. Одной из них, как ожидается, станет свободный порт Владивосток. В июле 2020 года был подписан закон о придании порту особого статуса, он вступит в силу в октябре.

Каким будет порт

Территория свободного порта будет объединять 13 муниципалитетов от порта Зарубино на юге Приморского края до порта Восточный. Там будет действовать режим свободной таможенной зоны, единый налог, облегченный визовый режим и иные льготы. Как ожидается, данная мера позволит сократить транспортные издержки в Азиатско-Тихоокеанском регионе и начать реализацию международных транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2» (из северного Китая к тихоокеанским портам российского Приморья). Также создание свободного порта может дать толчок к созданию кратчайшего сухопутного транспортного пути из Азии в Европу через Транссибирскую железнодорожную магистраль и кратчайшего морского пути в Европу через Северный морской путь. Авторы инициативы надеются, что благодаря свободному порту валовый региональный продукт Приморского края вырастет к 2025 году в 2,2 раза (до 1,4 трлн руб.), а к 2034 году в 3,4 раза (до 2,1 трлн руб.).

«Я уже не министр природных ресурсов, причем достаточно давно»

— Есть иностранные инвесторы, например американская Exxon. Они судятся по налогам с Россией.

— Я переговорами с Exxon точно не занимаюсь. Что касается позиции, мне кажется, что она, как и другие иностранные компании, которые зашли на территорию России в рамках соглашения о разделе продукции [СРП], — она зашла в крайне льготном режиме. Как люди, которые отвечают за свои слова, мы продолжаем вести ту же политику, сохраняем те же налоговые режимы. Мне кажется, что с той стороны это тоже должны оценить и должны понимать, что им просто повезло, что они получили эти условия очень давно и в очень удобной форме. Мы же знаем, как списывались затраты в рамках соглашений о разделе продукции. Очень не хочется возвращаться ко всем этим темам, но они же существуют.

— Есть идея расширить существующие СРП, например строить третью очередь СПГ-завода «Сахалин-2» и включить туда еще Южно-Киринское месторождение. Как вы к этому относитесь?

— Я уже не министр природных ресурсов, причем достаточно давно, поэтому могу говорить только о своем мнении. А оно очень простое. В России есть система налогообложения, она есть для всех граждан. Есть преференции, которые мы создаем на каких-то ответственных участках. Что касается нефтедобычи, то это точно не самый низкорентабельный бизнес. Он хорошо живет в существующей системе налогообложения, и делать несколько шагов назад, возвращаться к рамкам режима СРП несколько странно. Это точно потери для бюджета России.

— Разработка арктического шельфа считается стратегической задачей. Однако из-за ситуации с ценами на нефть и санкциями нефтяники замораживают свои проекты на шельфе. В нынешних экономических условиях надо продолжать разрабатывать шельф?

— Как только мы говорим, что рыночными процессами руководят рыночные условия, то все становится на места. На шельф есть инвесторы, значит, шельф надо разрабатывать. Если инвесторов нет, то мы можем в этом случае рассмотреть какие-то преференциальные условия, поддержку, и ничего более.

— Но если инвесторы — негосударственные компании, которые очень хотят туда?

— Я считаю, что частные российские компании могли бы участвовать в этих работах, если при сегодняшних ценах на нефть это участие будет для них рентабельно.

— Контракт с Exxon по газификации Хабаровского края с месторождений «Сахалина-1» кончается в 2025 году. Откуда будете брать газ для региона?

— Что касается газоснабжения Хабаровского края, мне кажется, что эту проблему надо решить в ходе переговоров с компанией как раз в рамках СРП. Соглашение крайне льготное, компаниям предоставлен очень благоприятный режим работы на территории России, они ничего не платили, пока не было произведено полной компенсации их затрат. Поэтому они должны как-то сохранять режим доброжелательности со страной, с населением — думать о том, что люди в Хабаровском крае должны получать газ по нормальным ценам. Тем более что там речь идет не о тех объемах, которые бы как-то отразились на деятельности компании. Да там и газ больше, по-моему, особо некуда утилизировать.

— «Роснефть» хочет купить у «Газпрома» как минимум 2,5 млрд куб. м газа Сахалина для нужд завода «Дальневосточный СПГ» по внутренней цене. А «Газпром» говорит, что этот газ нужен самой монополии для нужд сопредельных регионов. Как, по-вашему, можно разрешить этот спор?

— Что касается проблем в выделении газа «Газпромом» для реализации проекта ВНХК, мне кажется, что это как раз один из факторов, которые тормозят начало реализации проекта. Я надеюсь, что компании договорятся.

Дальневосточный федеральный округ в цифрах

4-е место ДФО занимал в стране по уровню занятости населения в 2020 году (3,3 млн занятых)

0,2 млн человек числились безработными в ДФО в том же году (6-е место по стране)

28,9 тыс. руб . составляли в 2020-м среднедушевые денежные доходы населения округа в месяц

3-е место в стране занимал округ по числу собственных автомобилей на 1000 жителей в 2020 году. Выше эта цифра была лишь в Северо-Западном и Уральском федеральном округах

22,4 кв. м составляла общая площадь жилых помещений, приходящихся в среднем на одного жителя

1-е место в стране ДФО занимал по количеству преступлений, совершенных на 100 тыс. жителей

814,5 млрд руб. составили инвестиции в основной капитал

6,6% равнялась инфляция потребительских цен по итогам года

На 31% стоимость потребительской корзины в ДФО превышала среднероссийскую. В Дальневосточном округе она составляла 14,02 тыс. руб.

Источник: Росстат (по итогам 2020 года)

«Те, кто нам помогает, таких людей много, мы им благодарны»

— Сейчас происходят кадровые рокировки в госкомпаниях: Владимир Якунин ушел, например. На Дальний Восток не хотели бы никого из действующих чиновников и руководителей компаний забрать?

— Во-первых, что касается службы в государственных органах и работы в государственных компаниях — к этому нельзя относиться как к чему-то вечному, как к какой-то индульгенции ныне и присно. Во-вторых, я уверен в том, что обновление, свежая кровь всегда повышает эффективность. Это абсолютно нормально. Человек, который реально осуществлял большую работу в государственной компании, в органах исполнительной власти, если он квалифицированный, то никаких проблем с нахождением новой работы у него быть не может.

А к Владимиру Ивановичу я отношусь с уважением. При том что у нас были сложные производственные отношения, вы знаете, что мы довольно сильно сталкивались по вопросам, связанным с эффективностью и модернизацией БАМа с Транссибом. Но в целом я отношусь к нему хорошо.

А те, с кем у меня есть пересечения, делятся на две категории. Поскольку я все-таки 20 лет жизни провел на татами, то у меня все, кто попадают непосредственно в мое поле деятельности, они черно-белые: делятся на друзей и недругов. Те, кто нам помогает, таких людей много, мы им благодарны, стараемся их тоже поддержать по мере возможности. Люди, которые нас поддерживать не хотят, тоже есть. По причинам, о которых мы только догадываемся, потому что никто же не говорит, что он против национального приоритета. В отношении таких людей иногда я жалею, что дуэли запрещены.

Вице-премьер с татами

Юрий Трутнев, c 31 августа 2020 года — вице-премьер – полномочный представитель президента на Дальнем Востоке.

Ранние годы

Родился в 1956 году в Перми в семье нефтяников. В 1978 году окончил Пермский политехнический институт по специальности «горный инженер». Начинал карьеру в Пермском научно-исследовательском и проектном институте нефтяной промышленности в должности младшего научного сотрудника. В 1981 году перешел в пермский горком, а впоследствии — обком ВЛКСМ, где возглавил комитет по делам спорта. В 1988 году создал кооперативное объединение «Контакт», занимавшееся поставками спортивного инвентаря, и возглавил региональный союз кооператоров. В 1990 году возглавил компанию «ЭКС Лимитед» (занималась импортом и продажей продуктов питания), а спустя шесть лет — акционерное общество «Э.К.С. Интернешнл», объединявшее компании группы «ЭКС».

Начало политической карьеры

В политику Трутнев пришел в 1994 году, когда стал депутатом Пермской городской думы и возглавил комитет по экономической политике областного законодательного собрания. Спустя два года был избран мэром Перми, получив более 61% голосов в первом туре и обойдя действовавшего мэра Владимира Филя. В 2000 году был избран губернатором Пермской области, с результатом в 51,48% голосов обогнав действовавшего главу региона Геннадия Игумнова, которого поддерживал в ходе выборов главы региона 1996 года. Будучи губернатором, выступил инициатором объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого АО. На соответствующем референдуме, который состоялся в декабре 2003 года, за объединение в единый субъект федерации проголосовали, по данным ЦИК, подавляющее большинство жителей области и округа.

Работа в Минприроды

В марте 2004 года Трутнева назначили министром природных ресурсов в правительстве Михаила Фрадкова. На этом посту добился того, что иностранным компаниям запретили разрабатывать стратегически важные месторождения в России, а право составлять перечень таких месторождений получило его министерство. Соответствующий пункт был внесен в закон «О недрах». Выступал также за то, чтобы физическим лицам разрешили добывать золото, и предлагал довести разрешенный объем вырубки российских лесов до мирового уровня.

В 2006 году министерство аннулировало положительное заключение государственной экологической экспертизы на работу компаний, выполнявших проект «Сахалин-2». Как отмечает РИА Новости, сам Трутнев заявил, что оператор проекта, компания Sakhalin Energy, отказывается от сотрудничества с Росприроднадзором и пытается оказать давление на российскую сторону через СМИ и дипломатические каналы. По его инициативе была проведена комплексная проверка работы Sakhalin Energy, в ходе которой было выявлено множество нарушений природоохранного законодательства, из-за которых, по словам замглавы министерства Олега Митволя, проект мог быть остановлен.

Дальнейшая карьера

С августа 2007 года — член Единой России.

В сентябре 2007 года правительство Фрадкова ушло в отставку, и Трутнев стал временно исполняющим обязанности на посту министра. В мае 2008 года был назначен министром природных ресурсов и экологии в правительстве Виктора Зубкова.

В мае 2020 года стал помощником президента Владимира Путина.

Доходы и личная жизнь

Согласно официальной декларации, доход Трутнева в 2020 году составил 179,6 млн руб. Больше в кабинете министров заработали только вице-премьер Александр Хлопонин и министр открытого правительства Михаил Абызов.

Женат. Пятеро детей. Увлекается автогонками и кёкусинкай (стиль карате). В августе был назначен главным судьей чемпионата мира, который пройдет с 3-го по 4-е октября в Хабаровском крае и в котором примут участие 266 бойцов из 44 стран.

Дума хочет запретить добычу газа, нефти и леса в ТОР

Болгария — Республика Болгария, гос во на Ю. Европы. Название Болгария (България) образовано от названия жителей болгары. Географические названия мира: Топонимический словарь. М: АСТ. Поспелов Е.М. 2001 … Географическая энциклопедия

Болгария — Болгария. Народная библиотека в Софии. БОЛГАРИЯ (Республика Болгария), государство на юге Европы, на Балканском полуострове, омывается Черным морем. Площадь 110,9 тыс. км2. Население 9 млн. человек, в том числе 85% болгары. Официальный язык… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

БОЛГАРИЯ — Республика Болгария, (Республика България), государство на юге Европы, на Балканском п ове, омывается Черным м. 110,9 тыс. км&sup2. население 8,47 млн. человек (1993), в основном болгары; живут также турки, цыгане и др. Городское население 67%… … Большой Энциклопедический словарь

Болгария — Болгария. Народная библиотека в Софии. Болгария. Народная библиотека в Софии. Болгария () государство в Южной Европе, на Балканском полуострове. Площадь 110,9 тыс. кв. км. Население 9 млн. человек. Столица София. Древнейшим населением Болгарии… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

Болгария — (България), Народная Республика Болгария (Народна република България), гос во в Юго Вост. Европе, в вост. части Балканского п ова. Граничит на С. с Румынией, на 3. с Югославией, на Ю. с Грецией, на Ю. В. с Турцией. На В. омывается Чёрным… … Геологическая энциклопедия

Болгария — (България), Народная Республика Болгария, социалистическое государство в Юго Восточной Европе. На территории Болгарии обнаружены глиняные сосуды с прочерченным и лепным геометрическим орнаментом, фигурки людей и животных из глины эпох… … Художественная энциклопедия

БОЛГАРИЯ — (България), Народная Республика Болгария (Народна република България), НРБ, гос во на В. Балканского п ова, омывается Чёрным м Пл. 110,9 т. км2. Нас. 8949 т. ч. (1983). Столица София (1179 т. ж., 1983). Б. социалистич. гос во, развитая индустр.… … Демографический энциклопедический словарь

болгария — сущ., кол во синонимов: 2 • нрб (1) • страна (281) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2020 … Словарь синонимов

Болгария — (Bulgaria), гос во в Юго Вост. Европе. В 19 в. национально освободительное движение в Б. вылилось в антитур. восстания, подавленные с крайней жестокостью, особенно в 1876 г., когда были зверски убиты неск. тысяч болгар. Поддержка Б. Россией… … Всемирная история

БОЛГАРИЯ — БОЛГАРИЯ. Площадь 103.146 кв. км. Население (в 1925 г.) 5.301.420 жит.; плотность населения 49,4 жит. на 1 да. км. Движение населения за 1921 1925 гг. (на 1.000 чел.): Годы Рождаемость Общая смертность Естественный прирост 1921 1922 1923 1924… … Большая медицинская энциклопедия

БОЛГАРИЯ — Площадь 111 тыс. кв.км, население около 9 млн. человек. В структуре валовой продукции сельского хозяйства животноводство занимает 55,3%. Преобладает разведение крупного и мелкого рогатого скота. В 1990 году поголовье овец составило 7988 тыс. гол … Мировое овцеводство

Жирная нефтегазовая синица в облаках

Автор: Ксения МИЩЕНКО, по инф. Телеинформа
05.09.2020 10:13

Жителям Приангарья уже порядком поднадоели заверения властей о предстоящем «вот-вот» блестящем нефтегазовом будущем региона, о «богатстве наших недр» и так далее. Фактически с середины 90-х годов мечта «стать новым Кувейтом» стала в основом политической разменной монетой, служащей для стабилизации общественных настроений. Но, с точки зрения обывателя, даже весьма продвинутого, меняются лишь опорные слова: если раньше с придыханием произнослось слово «Ковыкта», то теперь с неменьшим придыханием — слово «кластер» (см., например, недавнее выступление академика Конторовича). Журавль как был в небе — так в нем и остается?

Новые люди в областном правительстве — Максим Безрядин, Руслан Ким — люди молодые, они явно считают для себя зазорным просто отделываться общими словами на тему «безграничных нефтегазовых богатств». Ориентированная на них аудитория хотела бы большей конкретики: как, когда и при каких условиях распечатанные нефтегазовые богатства начнут живительно сказываться на состоянии экономики региона (а наиболее дерзкие предприниматели, надо полагать, не прочь бы и поучаствовать в процессе — хотя бы на правах поставщиков и подрядчиков, если уж до собственно подземных залежей федеральные элиты никого никогда не допустят). На недавней встрече с журналистами Максим Васильевич и Руслан Эдуардович постарались максимально подробно поделиться информацией о перспективах региональных углеводородов. Из нарисованной министрами промышленного блока картины отчетливо следует: жирная нефтегазовая синица — вот она, рядом, рукой подать. В облаках.

Как сообщил Руслан Ким, в настоящее время проводится углубленный анализ макроэкономической ситуации отдельно по каждому муниципалитету с тем, чтобы оценить потенциал территорий. Впрочем, какие бы новые векторы развития муниципалитетов ни открывались, основа экономического благополучия Иркутской области остается неизменной – нефтедобыча и переработка, алюминиевая промышленность, машиностроение, лесная отрасль и т.д. Опорными по-прежнему являются 25 крупнейших предприятий, приносящими в консолидированный бюджет Иркутской области 50% налоговых поступлений.

Как считают руководители «промышленного блока» в областном правительстве, расхожее мнение о том, что по многим параметрам экономика Приангарья уступает соседним регионам, является субъективным, ошибочным и не подтверждается цифрами.

— Конечно, нельзя сказать, что экономика Приангарья находится в очень устойчивом положении, но то, что она не в состоянии падения – это абсолютно точно, — считает Максим Безрядин. Подтверждением тому – рост (на 6-7% в год) объема валового регионального продукта, который выше, чем в среднем по России.

Чтобы не только закрепить результат, но и выйти на новый уровень, региональным правительством взят курс на формирование трех крупных промышленных кластеров: нефтегазохимического, химико-фармацевтического и кластера глубокой лесопереработки.

Говоря об «опорных точках», Максим Безрядин напомнил, что на территории Иркутской области действует несколько нефтедобывающих предприятий, кроме того, есть и ряд намеревающихся заниматься газодобычей. Но если с первым направлением вопросов не возникает, относительно второго ситуация достаточно непростая.

— Что делать с нефтью в Иркутской области – понятно: приходит геологоразведка, ставятся запасы на баланс, считается экономика, бурятся скважины, строится трубопровод. Все. Что делать с газом – об этом говорится лет 20, но единого понимания в этом вопросе нет, — констатирует Максим Безрядин. – Чтобы разрабатывать газовое месторождение, необходимо создавать сразу всю инфраструктуру целиком – от скважины до потребителя, конкретного газохимического завода, куда этот газ будет поставляться. Иначе невозможно. Или все сразу строить – или ничего. Это нефть можно дискретно перемещать – возить в автоцистернах, например. С газом так не получится.

Кроме того, как считает Максим Безрядин, и добыча газа, и газохимия должны развиваться комплексно: «Мы не можем себе позволить просто сжигать тот газ, который у нас есть. Потому что из него можно извлечь массу полезных вещей».

«Газ у нас не уникальный, но он очень хороший, – добавляет Руслан Ким. — Есть такое понятие — «жирный газ» (много фракций), который нужно разделять, а значит, необходимо развивать газохимию».

Как поясняет Максим Безрядин, реализовать газовый проект силами какой-то одной частной компании невозможно – слишком велики и неподьемны затраты на создание инфраструктуры (трубопроводный транспорт, обеспечение электроэнергетики и т.д.):

— Частным компаниям, для того, чтобы объединиться и вместе делать инфраструктуру, нужно договариваться, процесс это длительный и сложный, интересы у всех разные. Поэтому наиболее эффективный путь развития для таких отраслей – это государственно-частное партнерство, при котором государство вкладывается в создание инфраструктуры. Так что для того, чтобы реализовать газовый потенциал нашего региона, нужно принять решение по инфраструктуре. А это возможно только на государственном уровне. К слову, было государственное решение и по строительству ВСТО, и по освоению Талаканского нефтяного месторождения.

Говоря о роли региональной власти в продвижении газового проекта, Максим Безрядин подчеркивает, что возможности влиять на процесс есть, хоть они и ограничены:

— От нас зависит информационное и лоббистское наполнение этого процесса. Мы должны четко обозначить позицию правительства Иркутской области, наших граждан, заявить о желании и готовности реализовать эти планы в рамках наших возможностей и компетенции. Кроме того, обеспечить поддержку проекту всеми возможными способами, включая предоставление налоговых и иных преференций для предприятий. Это могут быть как льготы по налогу на прибыль, налогу на имущество, лоббирование таможенных льгот на федеральном уровне.

Руслан Ким напомнил, что в Иркутской области налоговые преференции предоставляются не только предприятиям, работающим в нефтяной отрасли. «Для газохимического комплекса тоже обеспечены льготы, — подчеркнул Руслан Ким. — Мы прилагаем максимум усилий к тому, чтобы придать импульс процессам освоения газовых месторождений».

Кстати, по словам Руслана Кима, в 2020 году нефтедобывающие предприятия, действующие в Иркутской области (и пользующиеся льготами), заплатили 5,7 млрд. рублей налогов. «В 2020 году мы ожидаем 10 млрд. рублей налогов от этой отрасли», — сообщил Руслан Ким.

Пока региональные власти в диалоге с федеральным центром лишь схематично обозначили свои «чаяния, надежды и желания» относительно создания условий, привлекательных для ведения газодобычи в Приангарье. В частности, правительство Иркутской области выступает за снижение ставки по НДПИ на газ. «На уровне федерального центра мы обозначили потребность в нулевой ставке по этому налогу для газодобычи, — сообщил Руслан Ким. — Кроме того, мы зафиксировали свою позицию относительно необходимости снижения таможенных пошлин на газ».

Максим Безрядин на примере Чаяндинского (Якутия) и Ковыктинского месторождений напомнил о том, как важна своевременная поддержка таких проектов органами власти. То, что из двух этих месторождений для освоения было выбрано Чаяндинское (при том, что газ Ковыкты более доступен для извлечения) – результат умелых лоббистских усилий наших соседей, считает зампред правительства области. «Ковыкта была более подготовлена к большим поставкам газа – как на внутренний, так и на внешний рынок. Но Иркутская область упустила время, и федеральный центр принял решение по Чаянде, хотя это более сложное для разработки месторождение – там гигантская нефтяная оторочка. И, прежде чем приступить к добыче газа как основного сырья, нужно забрать нефть. А там ее как минимум 50 млн. тонн. Разработка этих запасов займет лет 10-15. А на Ковыкте хоть сейчас начинай добывать газ – ничто этому не мешает», — поясняет Максим Безрядин.

Четкой согласованной позиции по развитию газовой отрасли в регионе нет пока ни у органов власти, ни у субъектов экономической деятельности. Отсюда — необходимость корректировки Программа газификации Иркутской области (которая, к слову, так и не стала реально действующим документом).

— У нас сложилась парадоксальная ситуация: как правило, частный сектор бизнеса более мобилен, чем государственные органы. А у нас получается наоборот – правительство области готово двигаться более активно в направлении газификации. Газпром тоже готов – но в своем ритме. Поэтому программа существует, но требует приведения в соответствие с реальными сроками и действиями участников, — сообщил Максим Безрядин. — Губернатор поручил мне разобраться с программой, и я постараюсь сделать так, чтобы она была откорректирована с учетом как наших действий, так и планов Газпрома.

Комментируя тему необходимости развития глубокой переработки сырья, Максим Безрядин напомнил, что с точки зрения рыночной конъюнктуры не все так просто и не всегда выгодно:

— Давайте шире посмотрим на переработку. Если рассматривать все переделы, то это может быть так: сначала просто нефть, затем первый ее передел – топливо (бензин); следующий передел – продукция пластмассы; далее – к примеру, лекарство или какая-то электроника на основе пластмасс. Вот они, 4-5 переделов нефти. При этом для сбыта просто нефти (сырья) рынок наиболее массовый. Мы нефть можем продать кому угодно. Она — универсальный продукт. При реализации нефтепродукта (первый передел) уже есть ограничения — тот же бензин мы не можем продать кому угодно: в разных странах требования разные, китайцы что-то согласны брать из наших нефтепродуктов, а что-то им не надо. В Европу мы можем отправить только евро-4, евро-5. Следующий передел – рынок еще более узкий, сегментированный. И чтобы на этом рынке выживать, надо обладать большим объемом знаний и скоростью принятия решений. Вот именно эти задачи нам и надо сегодня решать.

— Сейчас наш регион в экономическом плане переживает «разгонный» этап, — считает Максим Безрядин. — Некоторых отраслей еще десять лет назад в регионе просто не было – например, нефтегазовой. Но останавливаться нельзя – нужен новый импульс — в переработке нефти и газа, в развитии смежных отраслей и инфраструктуры.

Как считают в региональном правительстве, помочь в этом вопросе может грамотное использование научного потенциала, которым обладает наш регион.

Иркутский научный центр Сибирского отделения Академии наук, наши институты, университеты – это все реальное конкурентное преимущество Иркутской области, — считает Максим Безрядин. – Проблема в том, что наука и практика у нас существуют в разных плоскостях. Совместить их будет одной из задач правительства области. Мы однозначно вместе с учеными будем заниматься нефтью и газом – как в плане геологоразведки, так и по развитию переработки.

Рейтинг лучших платформ для торговли бинарными опционами:
  • Бинариум
    Бинариум

    № 1 в рейтинге! Лучший брокер с самыми большими бонусами за открытие счета! Гарантия честности и надежности. Идеально для новичков!

  • ФинМакс
    ФинМакс

    Большое количество инструментов для трейдинга. Хороший выбор для опытных трейдеров!

Добавить комментарий